знай свои права

Штраф за просрочку поставки товара

Неустойка за каждый день просрочки поставки товара

Закон, защищающий права потребителей предусматривает различные варианты защиты прав покупателей. Ст. 23.1 посвящена данному вопросу, в ней говорится о предупредительных мерах.

Оглавление:

то есть о призыве к соблюдению требований, содержащихся в договоре.

Согласно данному закону, при проведении сделки купли-продажи должно быть заключено соглашение с покупателем, в нем необходимо указать четкие сроки поставки продукции, если за нее была взята предоплата или товар был оплачен полностью. Ввиду этого покупатель, оплачивая часть или полную стоимость покупки, может требовать подписания договора о покупке .

Неустойка за просрочку поставки товара так же прописана в ст. 23.1. При нарушении срока поставки товара покупатель может назначить продавцу новый срок или потребовать возмещения ранее внесенных средств. Если покупатель больше не заинтересован в поставке товара, продавец не имеет право не вернуть деньги или обязать ждать столько, сколько того требуют обстоятельства.

Для того, чтобы обязать продавца выполнить требования договора. ему следует направить письменную претензию. В ней нужно указать свои требования и новый срок поставки товара. Неустойка за просрочку поставки товара может быть взыскана после игнорирования письменной претензии или в одностороннем порядке путем подачи заявления в судебные органы.

Неустойка за каждый день просрочки и возмещение убытков

За несвоевременно поставленный товар покупатель вправе потребовать возмещение убытков и пеню за просрочку приобретенного товара. Ст. 23.1 предусмотрена возможность взыскания пени в 0,5 процента от ранее переданной продавцу наличности за каждый день просрочки. Отсчет начинается с того дня, в какой продукция должна была быть доставлена покупателю. При этом сумма неустойки не может превышать сумму переданной продавцу ранее.

Для того, чтобы подсчитать размер неустойки, потребуется :

  • взять за основу размер внесенной предоплаты (он указывается в товарном или кассовом чеке);
  • в договоре отыскать срок передачи товара покупателю.

Пени и возмещение дополнительных убытков

На основании ст. 395 ГК покупателем может быть истребована неустойка за каждый день просрочки, но и дополнительные проценты. В частности, если был подписан договор о покупке, внесена предоплата, продавец должен выплатить пеню.

Кроме того, если покупатель отказался от товара, он может взыскать с продавца сумму предоплаты и проценты за использование чужих средств. Неустойка за каждый день просрочки может быть взыскана и в том случае, когда покупатель предложил новый срок поставки товара, продавец согласился, но обязательство не выполнил.

Таким образом, при нарушении сроков поставки товара покупатель может взыскать неустойку, вернуть предоплату с процентами и получить компенсацию за судебные издержки. Для грамотной организации данной процедуры можно обратиться за помощью к специалистам. Они помогут разобраться в проблеме и расскажут о том, на что можно рассчитывать, подавая заявление в суд.

Источник: http://www.yurist-online.net/article/1514/neustoyka-za-kajdyiy-den-prosrochki-postavki-tovara

Статья 521. Неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров

Установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.

Комментарий к Ст. 521 ГК РФ

1. Неустойка является весьма распространенной мерой обеспечения исполнения обязательств. Понятие неустойки закреплено в ст. 330 ГК РФ. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

— Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой. С.28 (автор соответствующего комментария — Б.М. Гонгало).

В отличие от возмещения убытков взыскание неустойки производится при наличии самого факта правонарушения независимо от того, понесла потерпевшая сторона имущественные потери или нет. По указанной причине по требованиям об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Как справедливо отмечает В.Ф. Яковлев, ответственность в форме неустойки устанавливается в законодательстве обычно за наиболее распространенные правонарушения и в некоторых случаях связана не с самим фактом правонарушения, а с неустранением его, вследствие чего контрагенту может быть причинен значительный ущерб. Порядок взыскания неустойки, установленный комментируемой статьей, связан с наличием на стороне поставщика специальной обязанности по восполнению недопоставки товаров (ст. 511 ГК) и направлен на стимулирование реального исполнения поставщиком обязательств по поставке товаров.

— Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. 2-е изд. доп. М. Статут, 2006. С. 169.

Комментируемая норма является диспозитивной и предусматривает правило, в соответствии с которым установленная законом или договором неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.

При этом сама уплата поставщиком неустойки за невыполнение обязанности по передаче товаров в установленный договором срок не освобождает его от обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) либо в иные сроки, предусмотренные договором (ст. 511 ГК).

2. В комментируемой статье неустойка установлена только за два вида правонарушения со стороны поставщика — за недопоставку или просрочку поставки товаров.

В случае нарушения поставщиком условия договора об ассортименте товаров и отказе покупателя от товаров, не соответствующих условию об ассортименте, либо отказе от всех переданных одновременно товаров покупатель вправе требовать неустойку за недопоставку всей партии товара. При этом такой отказ не считается отказом от исполнения обязательства и не влечет расторжения договора (п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18).

Согласно судебной практике, при взыскании с поставщика неустойки за недопоставку товаров поставщик не признается просрочившим в случаях, когда он поставил товары ненадлежащего качества или некомплектные (ст. ст. 475, 479 и 480 ГК), однако покупателем не заявлялись требования об их замене, устранении силами поставщика недостатков либо доукомплектовании таких товаров, и они не приняты покупателем на ответственное хранение (см. п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18).

Кроме того, необходимо иметь в виду, что досрочная поставка товаров либо восполнение недопоставленного количества товаров в следующем периоде или периодах допускаются по договору поставки, заключенному с условием его исполнения к строго определенному сроку (п. 2 ст. 457 ГК) лишь при наличии согласия покупателя. По договорам поставки товаров к определенному сроку уведомления покупателем поставщика об отказе принять просроченные товары не требуется. Если указанные товары покупателем приняты, обязательства поставщика считаются исполненными с нарушением установленного срока.

Порядок исчисления неустойки, предусмотренный комментируемой статьей, применяется к договорам поставки товаров к определенному сроку, только если восполнение недопоставки имело место с согласия покупателя, но было произведено не в полном объеме. В остальных случаях неустойка взыскивается однократно за период, в котором произошла недопоставка (п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18).

3. Изложенный порядок исчисления неустойки применяется в случае, если стороны предусмотрели в договоре неустойку за недопоставку или просрочку поставки и ее размер (договорная неустойка) либо обязанность уплаты неустойки и ее размер определены законом или иными правовыми актами (законная неустойка).

Что касается законной неустойки, то следует четко разграничивать законную неустойку, установленную императивными и диспозитивными нормами закона. В отношении императивной законной неустойки стороны не имеют права договориться об освобождении от уплаты неустойки, указанной в законе или ином правовом акте, а также об уменьшении ее размера. Если стороны заключают подобные соглашения, последние являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ. Представляется, что диспозитивная законная неустойка должна быть приравнена по правовому режиму к договорной неустойке.

Ранее неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров предусматривалась Положением о поставках продукции производственно-технического назначения и Положением о поставках товаров народного потребления, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888, которое в соответствии с Вводным законом к части второй ГК РФ утратило силу. Однако в соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 отдельные правила указанных положений могут применяться в хозяйственном обороте в части, не противоречащей российскому законодательству, при условии, что в договоре имеется прямая ссылка на конкретный пункт Положения либо из текста договора очевидно намерение сторон его применять. В указанном случае речь будет идти уже о договорной неустойке.

В современном законодательстве неустойка за просрочку исполнения поставщиком обязательства предусмотрена только за нарушение обязательств по поставке товара для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и вступившим в силу с 1 января 2011 г. вводится понятие «нужды бюджетных учреждений»).

Так, императивная законная неустойка (штраф, пени) установлена п. 2 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (в редакции от 28 декабря 2010 г. N 405-ФЗ). В соответствии с указанным положением Закона за недопоставку, неполную закладку материальных ценностей в государственный резерв соответственно поставщик, ответственный хранитель уплачивают штраф в размере 50% стоимости недопоставленных, незаложенных материальных ценностей. За просрочку поставки, закладки материальных ценностей в государственный резерв соответственно с поставщика, ответственного хранителя взыскиваются пени в размере 0,1% стоимости несвоевременно поставленных, несвоевременно заложенных материальных ценностей за каждый день просрочки до полного выполнения обязательств.

— Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 3.

Таким образом, п. 2 ст. 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве» предусмотрена штрафная неустойка в отличие от общего правила п. 1 ст. 394 ГК РФ, устанавливающего зачетный характер неустойки по отношению к убыткам.

Особые правила начисления неустойки предусмотрены ч. 11 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов). Так, в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее 7300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

— Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.

В соответствии с требованиями названной статьи Закона о размещении заказов в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (ч. 10). Скорее всего таким условием будет неустойка, поскольку ее применение обладает известным преимуществом — не требуется доказывать размер убытков. В данном случае размер неустойки должен быть обязательно определен в контракте и не может быть менее 7300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Кроме того, в ч. 11 ст. 9 Закона о размещении заказов предусмотрены основания освобождения поставщика от уплаты неустойки, а именно: поставщик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Источник: http://stgkrf.ru/521

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.

Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).

Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, Правилами не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд » (далее – Закон № 44-ФЗ).

Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки от не уплаченной в срок суммы (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

К примеру, если цена контракта составляет 500 тыс. руб. последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту – 20 марта, а фактически деньги перечислены 31 марта (в полном объеме, без частичной оплаты), то расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

руб. x (1/300 x 8,25%) x 11(количество дней с 21 марта по 31 марта)= 1512,5 руб.

Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб. а остальная сумма (300 тыс. руб.) – с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

руб. x (1/300 x 8,25%) x 11(количество дней с 21 марта по 31 марта)= 907,5 руб.

Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон – ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Что касается штрафов за все прочие нарушения контракта заказчиком (помимо просрочки), то их размер должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Причем Правила строго регламентируют размер штрафа в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил ).

Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту

Шкала цены контракта сформулирована не совсем корректно, поэтому возникает вопрос: какой размер штрафа необходимо прописать, если цена контракта составляет, допустим, ровно 50 млн руб. – но предсказать поведение заказчика в этому случае нетрудно: скорее всего, в контракте будет закреплен меньший размер штрафа. Кстати, такая же проблема возникает и при определении размера штрафа поставщика.

Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, пеня рассчитывается по гораздо более сложной схеме в сравнении с расчетом пени в отношении недобросовестных заказчиков. В самом общем виде формула определения размера пени выглядит следующим образом (п. 6 Правил ):

В – стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту (определяется на основании документов о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов);

И если с первыми компонентами – Ц и В – вопросов не возникает, то расчет ставки (С ) производится в несколько этапов. Сама по себе формула определения размера ставки достаточно проста (п. 7 Правил ):

СЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К ;

ДП – количество дней просрочки.

Как мы видим, появляется еще коэффициент К, величина которого зависит от того, насколько серьезную просрочку допустил поставщик. Сам по себе этот коэффициент тоже рассчитывается довольно несложно (п. 8 Правил ):

ДП – количество дней просрочки;

ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

Следующий этап – это определение величины, на которую надо умножить ставку рефинансирования (этот показатель определяется исходя из размера коэффициента К ), чтобы получить СЦБ (п. 8 Правил ):

Таблица 2. Правила определения коэффициента, на который умножается ставка рефинансирования (в зависимости от величины коэффициента К)

Величина коэффициента К

Размер ставки рефинансирования (СЦБ )

Здесь мы снова сталкиваемся с некорректным определением диапазонов шкалы – например, совершенно непонятно, как рассчитать ставку, если коэффициент К равен 50%. Скорее всего, со временем шкала величин этого коэффициента будет приведена в более привычный и однозначный вид: 0-49%, 50-99%, 100% и более.

Рассчитаем размер пени на конкретных примерах.

Допустим, цена контракта составляет 500 тыс. руб. срок исполнения контракта – 30 дней, период просрочки – 9 дней, вовремя контракт не был исполнен даже частично.

Сначала определим коэффициент К.

Поскольку это значение попадает в диапазон «0-50%», то в формуле расчета ставки С мы будем использовать СЦБ . равный 0,01 значения ставки рефинансирования (напомним, сегодня ее размер составляет 8,25%):

Наконец, можно переходить к расчету собственно пени (у нас значение В будет равно нулю, поскольку частичного исполнения контракта не было):

П = (руб. – 0 руб.) x 0,74% = 3700 руб.

Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.

П = (руб. – 200 тыс. руб.) x 0,74% = 2220 руб.

Представим, что данные те же (цена контракта составляет 500 тыс. руб. срок исполнения контракта – 30 дней, частичного исполнения нет), но просрочка составила 18 дней. Снова начинаем с конца, с расчета коэффициента К.

Автоматически меняется значение коэффициента К. который надо учитывать: он попадает в диапазон «50-100%», а следовательно, значение ставки рефинансирования (8,25%) нужно умножить на 0,02:

С = (0,02 x 0,0825) x 18 = 0,0297 (или 2,97%)

Итоговая ставка, с помощью которой исчисляется пеня, значительно подросла в сравнении с первым примером, и размер пени, конечно, тоже увеличится:

П = (руб. – 0 руб.) x 2,97% =руб.

Наконец, рассчитаем пеню для случая серьезной просрочки исполнения контракта, превышающей весь срок его исполнения, – например, 42 дня:

Снова изменился диапазон значений коэффициента К. теперь он составляет «100% и более» – то есть значение ставки рефинансирования (8,25%) надо умножить на 0,03:

С = (0,03 x 0,0825) x 42 = 0,104 (или 10,4%)

Соответственно, итоговый размер пени будет равен:

П = (руб. – 0 руб.) x 10,4% =руб.

Предусмотрены для поставщиков и штрафы, которые применяются во всех случаях ненадлежащего исполнения обязательств, за исключением просрочки.

Таблица 3. Размеры штрафа, взыскиваемого с поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту (п. 4 Правил)

Размер штрафа (в % от цены контракта)

Размеры штрафов выглядят более внушительными по сравнению с размерами просрочки, что может не очень благоприятно повлиять на исполнение контракта. К примеру, если срок его исполнения подходит к концу, а подрядчик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в недоделанном виде нет смысла: намного «дешевле» будет исполнить контракт с просрочкой.

К тому же, если некачественный результат работ в таком случае все-таки будет сдан, то поставщику придется не только уплачивать штраф, но и исправлять недостатки. Это с большой долей вероятности приведет к тому, что качественно работа будет выполнена уже после истечения срока исполнения контракта – а следовательно, заказчик может взыскать еще и пеню за просрочку, прямого запрета на это не содержат на Закон № 44-ФЗ. ни Правила .

Правила не определяют, каким образом должен быть установлен штраф за неисполнение обязательств, речь идет только о ненадлежащем исполнении контракта или просрочке его исполнения.

При принятии Закона № 44-ФЗ в первоначальной редакции законодатель вообще забыл упомянуть об ответственности за неисполнение контракта – соответствующие поправки были внесены в ч. 5. ч. 6. ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ только в конце 2013 года (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации «). В результате этими нормами предусмотрено, что штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту должен быть закреплен в контракте в виде фиксированной суммы, которая определяется с учетом требований Правил. – но в самих Правилах речь идет только о ненадлежащем исполнении или просрочке.

Понятно, что в случае неисполнения контракта интересы заказчика будут гарантированы обеспечением исполнения контракта (например, выплатой по банковской гарантии в соответствии со ст. 45 Закона № 44-ФЗ ), а поставщик будет занесен в реестр недобросовестных поставщиков (ст. 104 Закона № 44-ФЗ ).

Но это не освобождает заказчика от обязанности предусмотреть в проекте контракта ответственность за неисполнение в виде фиксированной суммы штрафа (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ ). Самое простое, что можно сделать в такой ситуации для предупреждения претензий ФАС России по формальному основанию – изменить формулировку контракта таким образом, чтобы фиксированная сумма штрафа распространялась на «неисполнение или ненадлежащее исполнения обязанностей по контракту».

«Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны»

Фиксированный размер штрафа необходимо рассчитать уже на этапе разработки конкурсной документации. Однако сделать это трудно, поскольку итоговая цена контракта, в зависимости от которой будет исчисляться размер штрафа, будет известна только после определения победителя.

Поэтому можно включить в контракт пункт с незаполненными полями, например: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Контракта Поставщик уплачивает Заказчику штраф в размере ____ % от цены Контракта, определенной в п. ____ настоящего Контракта, что составляет ____ руб.». Потом, уже на этапе заключения договора, в пустые поля вписываются соответствующие значения.

Если заказчик уверен, что по итогам закупки начальная цена не упадет до такой степени, чтобы попасть в другой диапазон (см. табл. 1, 3) (например, в документации о закупке – 3,5 млн руб. а по итогам конкурса победителем будет признан участник, предложивший 2,9 млн руб.), то можно сразу указать конкретный процент.

Кстати, размер пени Закон № 44-ФЗ также требует прописать в контракте (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ ) – очевидно, в этом случае можно просто продублировать положения Правил .

В заключение напомним, что в соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика:
  • на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ );
  • на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ );
  • если предметом закупки являются лекарственные препараты (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ ).

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 5 Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 4 Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, как заключить контракт на аренду нежилых помещений, возможно ли создать единую контрактную службу для нескольких учреждений, включаются ли в план-график закупки у субъектов естественных монополий, а также закупки на сумму менее 100 тыс. руб. и многое другое.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3 Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому! В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 2 На новые вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает руководитель Центра эффективных закупок «Tendery.ru», председатель Комитета по безопасности закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, член Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Кирилл Кузнецов.

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 1 На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает к. п. н. профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования», член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок.

Ветров Виталий, Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: .

Источник: http://www.garant.ru/article/533309/

Какая неустойка за просрочку поставки товара?

Здравствуйте, вопрос про расчет неустойки за просрочку поставки товара. Купили по договору купли-продажи корпусную мебель, оплатили 100%. Передать товар по договору обязаны 22.01 по 27.01. По договору неустойка прописана 0,1% за каждый день. Вопрос с какого дня считать неустойку с 22 или с 27, и можно ли требовать больший процент.

11 Февраля 2014, 15:16 Ирина, г. Нижний Новгород

Ответы юристов (3)

в соответствии с законом:

В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

ст. 23.1, Закон РФ от 07.02.1992 N(ред. от 02.07.2013) «О защите прав потребителей»

таким образом законная неустойка 0,5%.

считать необходимо с 27-го поскольку это последний допустимый день передачи товара по договору.

11 Февраля 2014, 15:27

Уточнение клиента

Спасибо за ответ. Если я правильно Вас поняла, то не смотря на то что в договоре у них написано 0,1% неустойки, я вправе требовать 0,5%?

и еще вопрос — мебель до сих пор не привезли, претензию уже сейчас писать, или по факту доставки?

11 Февраля 2014, 16:20

Есть вопрос к юристу?

Если товар приобретался для личных, семейных нужд, то в соответствии со ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) вразмере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена (в вашем случае с 27.01), до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

11 Февраля 2014, 15:28

да. Вы вправе требовать больший процент как установлено в законе если приобретаете мебель как физическое лицо для личных нужд.

если Вы хотите отказаться от купли-продажи, то можете писать претензию сейчас.

если решили всё же дождаться и получить мебель, то тогда целесообразнее писать по факту доставки и требовать неустойку сразу за весь период просрочки.

11 Февраля 2014, 16:27

Ищете ответ? Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Источник: http://pravoved.ru/question/367046/

Штраф за непоставку товара

Ответственность поставщика может быть установлена в договоре поставки в виде штрафа или пеней.

Неустойка за непоставку товара

В договоре поставки может присутствовать неустойка за нарушение договорных обязательств поставщиком. Несомненное преимущество неустойки заключается в том, что для ее взыскания не нужно доказывать ни факта причинения убытков, ни их размер. Достаточно лишь подтвердить сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Это особенно актуально для случаев, когда размер убытков определить затруднительно или невозможно.

Покупателям условия о штрафных санкциях помогают уменьшить риски, связанные с «любимыми» нарушениями поставщиков – просрочкой поставки товаров, поставкой некачественного или некомплектного товара.

Чтобы добиться оптимальных для покупателя условий о штрафных санкциях, нужно приложить немало усилий, ведь не каждый поставщик согласится поставить свои печать и подпись под договором, который ставит его в жесткие рамки.

Неустойку можно установить в виде штрафа или пеней. В первом случае размер неустойки не зависит от длительности нарушения, во втором – зависит. При заключении договора нужно оценить, что будет наиболее эффективным в той или иной ситуации.

Покупателю нужно помнить, что ГК РФ содержит положение лишь о порядке взыскания неустойки за недопоставку и просрочку поставки товаров, но не устанавливает ее размер. Его необходимо закрепить в договоре поставки. Исключение Гражданский кодекс РФ установил лишь для договора поставки на условиях предоплаты. Так, если поставщик не передаст предварительно оплаченный товар, то на сумму предоплаты подлежат уплате проценты по статье 395 Гражданского кодекса РФ. Причем проценты нужно начислять со дня, когда поставщик по договору должен был передать товар, до дня, когда товар фактически будет передан покупателю или (если покупатель отказывается от договора) будет возвращена предварительно уплаченная сумма (п. 4 ст. 487 ГК РФ). В договоре или законе может быть предусмотрен и иной порядок.

Штраф за нарушение поставки товара

Неустойку в виде штрафа стоит установить, если покупателю важен сам факт нарушения или неисполнения обязательства поставщиком, а не длительность нарушения. Так, в качестве оснований выплаты штрафа покупателю имеет смысл предусмотреть:

  • нарушение условия о подготовке товара к продаже (отсутствие соответствующей упаковки, маркировки);
  • поставка некачественного или некомплектного товара;
  • неисполнение обязательства по поставке товара к строго определенному сроку;
  • поставка товара, срок годности которого либо меньше, чем было согласовано в договоре, либо уже истек, либо вообще не указан;
  • разглашение конфиденциальной информации.

Размер штрафа за непоставку товара

При установлении штрафа необходимо определить его размер. Размер можно установить в твердой сумме по шкале нарушений или в процентах (доле от стоимости невыполненного обязательства).

Пени за нарушение поставки товара

Неустойка в виде пеней подходит при просрочке исполнения обязательства, когда важно побудить контрагента как можно скорее исправить допущенное нарушение. Поэтому среди оснований для ее взыскания с поставщика в первую очередь стоит выделить недопоставку и просрочку поставки товаров.

Особенность этих оснований в том, что Гражданский кодекс РФ содержит специальную норму (ст. 521 ГК РФ), которая устанавливает порядок взыскания неустойки за недопоставку и просрочку поставки товаров (принцип суммированного обязательства). Так, если товары не были переданы покупателю в следующем периоде, то неустойку в таком случае нужно будет взыскать со стоимости недопоставленных в предыдущем периоде товаров вторично. В итоге неустойку следует взыскивать до фактического исполнения обязательства в пределах срока действия договора, если иное в нем не установлено. То есть после того, как истечет срок поставки, неустойка не подлежит взысканию (см. например, определение ВАС РФ от 7 ноября 2011 г. № ВАС-12410/11 ). Не удастся взыскать неустойку и после расторжения договора, если, например, одна из его сторон обоснованно откажется от исполнения договора до истечения срока поставки (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 г. № 35 «О последствиях расторжения договора», далее – Постановление о расторжении договора).

Начисление пеней за нарушение договора поставки

Помимо недопоставки и просрочки поставки, в договоре полезно установить, что пени начисляются в случаях:

  • нарушения сроков, в которые поставщик должен устранить выявленные недостатки товара, или сроков для возмещения затрат покупателя, если тот устранит недостатки самостоятельно;
  • нарушения срока, в течение которого поставщик должен вернуть денежные средства за товар, если покупатель откажется от него по установленным в законе или договоре причинам.

Указанные основания для взыскания неустойки не являются исчерпывающими. Покупатель в зависимости от обстоятельств конкретных отношений может предложить новые.

Порядок начисления пеней за непоставку товара

Кроме оснований для начисления пеней, в договоре необходимо установить порядок их начисления. Для этого нужно указать:

  • размер (ставку) пеней;
  • период времени, к которому этот размер применяется (день, неделя, месяц).

Поставщик может предложить установить в договоре предельный размер пеней (например, «0,1% от стоимости не поставленных в срок товаров, но не более 10% от цены договора»), однако покупателю такое условие невыгодно. Если стороны не установят в договоре предельный размер пеней, то поставщик должен будет их уплатить полностью. Причем пени будут начисляться до фактического исполнения обязательства (ст. 521 ГК РФ), и их сумма может превысить сумму основного долга. Однако при этом все же есть риск, что суд сочтет размер неустойки несоразмерным нарушению обязательства и уменьшит его.

Читайте в рекомендации Системы Юрист

Читайте также

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Обзоры последних изменений

Как поменять адрес, чтобы вас не вычеркнули из ЕГРЮЛ Работать не по адресу регистрации стало еще опаснее. С 1 сентября налоговые инспекции начали исключать из ЕГРЮЛ действующие компании, у которых в ЕГРЮЛ указан фиктивный адрес.

Источник: http://www.lawyercom.ru/article/21114-qqq-16-m016-shtraf-za-nepostavku-tovara

admin

View more posts from this author